Объяснительные время от времени приходится писать всем. Ибо не
ошибается только Бог — хотя и в его адрес некоторые граждане пытаются
донести рекламации. Мы же, грешные, косячим регулярно. Однако и
начальство наше непосредственное не без греха. Так что если вины за
произошедшее либо содеянное мы за собой не чуем — а если и чуем, то не
особенно глубокую — научимся правильно объясняться с руководством.
Aloepole.ru, как всегда, на страже ваших интересов. Правило первое. Знайте
законы, свои права и обязанности. Всем хорошо понятно, что сам факт
написания объяснительной — есть косвенное подтверждение сотрудником
своей вины. Поэтому если вы не видите ничего неправильного в своих
действиях, из-за которых начальство сношает вас во все мозговые
отверстия и требует объяснительную, а также, если вы окончательно решили
доводить дело до суда — имейте в виду. Отказ работника от дачи
объяснения по поводу совершенных им действий не может расцениваться как
дисциплинарный проступок. Согласно ч.1 ст. 193 ТК РФ обязанность по
истребованию объяснения в письменной форме по поводу действий,
совершенных работником, до применения к нему дисциплинарного взыскания
лежит на работодателе. В случае отказа работника дать объяснение
составляется соответствующий акт. Поскольку обязанности по даче
объяснения работником названная норма не содержит, руководство не вправе
расценивать отказ работника в даче объяснений как нарушение служебной
дисциплины. Правило второе. Перед написанием объяснительной возьмите тайм-аут. Посоветуйтесь с юристом или хотя бы с коллегами. Садитесь
писать объяснительную, только все хорошо взвесив и отойдя от
переполняющих вас эмоций. Хорошая объяснительная не бывает длинной —
если, конечно, это не разбор полетов, связанных с гибелью людей. Во
всех остальных случаях, объяснительная должна занимать максимум полтора
листа А4. А в идеале — его половину. Правило третье. Пишите
объяснительную по классическому стандарту. Не стоит делать важный
документ поводом для публикации в на удафф.ком. Стандартный вариант
объяснительной записки выглядит примерно так. «Такого то числа, такого
то месяца и года произошло то-то и то–то. Я, ФИО, по данному
происшествию, могу пояснить следующее». Не обращайте внимания на
корявость канцелярита — вы здесь не роман пишете. И канцелярский язык —
ваш верный друг, хотя бы потому, что допускает только одно истолкование
любой фразы. Если ваш проступок действительно ужасен, не забудьте
волшебную фразу всех летчиков и милиционеров «В сложившейся обстановке я
действовал в соответствии со сложившейся обстановкой». Не обращайте
внимания на тавтологию. Данные граждане в написании объяснительных и
рапортов понаторели. Все это пригодится для использования в дальнейшем
судебном процессе. Правило четвертое При
возможности, не пишите объяснительные от руки. Во-первых, почерки у всех
разные, и комиссия по трудовым спорам либо руководство не преисполнятся
к вам любви, если им придется расшифровывать вашу рукопись побуквенно. А
во-вторых, даже не очень опытный графолог — и тем более опытный
кадровик — моментально разгадают по вашему почерку, где вы кривили
душой. Это совершенно несложно, и к черной магии отношения не имеет.
Человек волнующийся (а вы ведь волнуетесь, когда пишете
объяснительные?), забывает следить за ровностью строки и красотой букв. И
там где вы начнете обелять себя, ваши буквы заскачут как сумасшедшие, а
строки начнут загибаться книзу листа. Правило пятое. Никогда не врите и не оправдывайтесь. Излагайте
факты сухо и как бы со стороны. «Я отсутствовал на рабочем месте в
течение четырех часов, так как не имел возможности выбраться из
автомобильной пробки на проспекте Ленина с 12-45 до 18-45 сего дня».
Обратите максимальное внимание на синонимы и их коннотацию. Например,
«опоздал» и «задержался» — два разных слова для объяснительных.
Опоздание — дисциплинарный проступок. Задержался — по сути то же самое,
но звучит гораздо безобиднее и обозначает куда более «легкий грех». Правило шестое Если
в вашем проступке виноваты другие сотрудники компании, будьте
максимально сдержанны и объективны. Не сваливайте свою вину на других
работников — однако сдержанно и сухо перечислите ВСЕ причины, по которым
произошел инцидент. Следите за тем, чтобы не увлечься и не изобразить
вместо объяснительной поэму о том, как вас никто не любит. Не забудьте
признать и свою вину. Правило седьмое. Объяснительная
— не конец жизни. И не всегда конец вашей карьеры в этой фирме или
компании. Подумайте, сможете ли вы обратить свою объяснительную себе на
пользу. Например, после ее написания, подать заявление руководству с
просьбой устранить отмеченные начальником недостатки, которые могли
привести к срыву производственного процесса.
Источник: http://www.aloepole.ru/articles/1155554401/a-1183451892 |