Вторник, 14.05.2024, 10:05
Грамотный подход
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Категории каталога
Примеры грамотного подхода [111]
История брендов [11]
Истории создания, становления, жизни и окончания знаменитых мировых брендов
История великих изобретений [14]
Народная мудрость [15]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нашли ли Вы на этом сайте то, что искали?
Всего ответов: 32

Главная » Статьи » Примеры грамотного подхода

Как защитить идею?

Как защитить идею?

Такой вопрос часто возникает у людей,  в голове которых возникла идея. Многим этот  вопрос  даже не дает покоя. 
Вопрос не так прост, чтобы на него можно было сразу и однозначно ответить. Сначала надо разобраться, что мы понимаем под «идеей», какие бывают «идеи» и нужно ли их защищать? Забегая вперед, скажем, что идею защитить можно и полезно.

Что такое идея?

Чтобы ответить на вопрос о возможности защиты идеи, надо разобраться в терминологии.  Обычно под идеей понимают новую, возникшую в голове мысль на какую-либо актуальную в данный момент проблему.  Ее могут отбросить,  в случае неоригинальности или бесполезности.  Если же идея покажет свою актуальность и оригинальность, она может развиваться вплоть до практической реализации.  Отсюда критериями идеи являются оригинальность и общественная полезность, а значит, идею можно определить, как новую оригинальную мысль, имеющую определенную целевую направленность и потенциальную общественно-полезную ценность.  Большинство справочников и энциклопедий определяют идею, как стержневую, основополагающую мысль.

Идея возникает мгновенно, часто неожиданно, будто искрой озаряет мышление.  Ее возникновение  всегда обусловлено, ее направленность определяется взаимодействием социального запроса и индивидуальных особенностей личности. Отсюда следует вывод о влиянии социальной среды на творческий  результат деятельности человека (результат интеллектуальной деятельности)  –  большинство идей потенциально полезны обществу или какой-то его части. 

Этапы и формы развития идеи

Только что возникшая идея имеет, как правило, довольно общий характер и не готова к  конкретному использованию.  На этой первоначальной стадии идея как бы обозначает направление деятельности или ее цель.
Такую идею можно назвать идеей направления или идеей цели.

По мере развития и  доработки идеи она адаптируется к целевой ситуации,  дополняется  конкретными признаками. Такая идея уже содержит решение задачи в общем виде или решение основных элементов задачи. Другими словами такая идея содержит основу будущего конкретного решения.  Самая сложная, основная задача решена в принципе без детальных проработок.
Такую идею можно назвать идеей - принципиальным решением или концептуальным решением, концептуальной идеей

Следующий этап - конструктивная идея.  Это решение с логической или теоретической проработкой задачи без указания конкретных числовых параметров.

Дальнейшее развитие идеи приводит к уже конкретному техническому (изобретение)  или организационному решению с конкретными параметрами конструкции,  работы или эксплуатации.

Идея и интеллектуальное право

«Авторские права не распространяются на идеи, концепции, …» - именно так пишется в ст. 1259 п.5  четвертой части ГК РФ. Вроде бы, защитить идею нельзя. Но нигде в законе не говориться, что такое идея – определения идеи нет. На что же тогда не распространяются авторские права?
С другой стороны  в п. 1 той же статьи написано:
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Другими словами, если мы опишем суть нашей идеи, то на это описание авторские права будут распространяться. Этот парадокс уже давно замечен и некоторые авторы этим пользуются – описывают свои идеи и публикуют.
Авторские права закон определяет, как «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства»  (ст. 1255  п.1 ГК РФ) и они представляют собой (ст. 1255  п.2  ГК РФ):
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

При этом исключительное право является имущественным, а другие права – неимущественные.
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 12557  ГК РФ).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей  (ст. 1259  п.4  ГК РФ).
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса (ст. 1259  п.4  ГК РФ).
Хотя по закону государственная  регистрация авторских прав не проводится и какая-либо другая регистрация не предусмотрена, она явно или неявно широко осуществляется. Так, например, регистрируются литературные произведения в издательствах – проставляются   дата публикации, дата поступления произведения, номера ISBN, ISSN и др. Регистрируются многочисленные произведения в РАО с проставлением номера и даты.  Эти регистрационные данные часто используются авторами и служат хорошую службу  при возникновении споров и для доказательства своих прав, например в суде.  Другими словами практика показывает, что оформление прав  для автора в виде какой-либо регистрации очень желательна.
При определенных условиях для защиты идей могут быть также использованы нормы патентного права и ноу-хау.

Как защитить идею? Способы защиты.

На каждом этапе развития идеи для ее защиты можно предложить разные способы.
Только что возникшую идею или идею направления,  идею цели защитить бывает достаточно трудно ввиду ее недостаточной оформленности и конкретности. Но уже такую идею можно опубликовать и тем самым заявить о ее существовании, содержании и своем авторстве. При этом желательно, чтобы публикация сопровождалась какими-либо реквизитами. Это позволит сформировать достаточные доказательства авторских прав. Важным элементом защиты здесь является частота и массовость публикаций – чем чаще и в большем объеме публикуется описание идеи, тем лучше защищаются права автора  общественным мнением. В ряде случаев уже на этом этапе идею целесообразно зарегистрировать.
Другими известными в данном случае способами являются:
- нотариальное заверение текста,
- отправка заказного письма самому себе.
Оба способа имеют значительные недостатки – отсутствие факта обнародования, публикации, ограничение доступа к произведению. Особенно значительными эти недостатки становятся при продвижении и развитии идеи..

Для защиты идеи - принципиального решения можно предложить публикацию, как в первом случае, а также регистрацию идеи. В данном случае идею уже можно формализовать, выявить отличия от известного решения  и в таком виде опубликовать и зарегистрировать. В результате использование вашей идеи другими можно будет  легко распознать.  Здесь нельзя будет претендовать на исключительные права, но право авторства и моральные права  будут на стороне автора. Это престиж, популярность, продвижение.
И это немало!

Часто принципиальное техническое решение (при необходимой доработке) можно защищать патентованием, как изобретение, полезную модель или промышленный образец.  Трудность патентования в таком случае часто заключается в необходимости заявления достаточно широкой области охранных прав.
Конструктивную идею уже можно защищать нормами патентного права. Это возможно, т.к. такая идея уже содержит элементы технического решения.  На этом этапе важным является правильное патентное оформление. Возможно применение зонтичных патентных технологий и блокирующих пакетов.
В случае организационного решения защита, опять-таки, возможна с помощью норм авторского права.

Здесь мы указали только основные способы защиты идей. В зависимости от ситуации и степени продвижения, развития идеи можно разрабатывать конкретные меры защиты, как статического, так и динамического характера.

Технологический подход к идее

Закономерности эволюции идеи позволяют рекомендовать технологический подход к ее развитию и защите. Возникшую идею следует согласовать с общим трендом развития соответствующей области жизнедеятельности и вписать в стратегию развития предприятия или направления деятельности. Такая адаптация идеи позволит легче перейти к ее конкретизации и практической ориентации.  Правильно ориентированная идея может быть доведена до соответствующей формы защиты с меньшими затруднениями.

Как продать идею?

Чтобы продать идею, надо сначала оценить эффект ее применения и затем определить стоимость.  Естественно, что идею на первом этапе развития – идею направления или цели -оценить чрезвычайно трудно. Оценка может быть только качественная.  Тем не менее, общественная ценность таких идей может быть достаточно высокой, т.к. они совершенствуют и развивают творческую среду,  способствуют развитию творческой общественной мысли, создают трамплин к количественным и качественным переходам в соответствующей отрасли деятельности.    Поэтому авторам таких идей следует идти по пути их популяризации, расширения возможности публикаций, повышения своего престижа и популярности, продвижения и развития идеи.
Стоимость идеи - принципиального решения уже можно оценить по предполагаемому экономическому эффекту, области и объему применения. Конечно, оценка будет достаточно грубой, но уже можно составить бизнес-план и написать бизнес-предложение. Естественно, что такую идею уже можно предлагать и в случае ее актуальности продать. При этом следует иметь в виду метод защиты идеи и степень ее защищенности. В противном случае идею можно потерять. Вообще предварительно следует разработать технику продажи идеи. Эта техника будет индивидуальна для каждого случая, а может быть и для каждого покупателя.
В случае продажи конструктивной идеи экономический эффект ее применения можно уже рассчитать, т.к. известны параметры решения. Затем опять составление бизнес-плана и бизнес-предложения и далее маркетинговые технологии.
В заключение следует упомянуть на возможности защиты и продажи идеи, как ноу-хау. Но в этом случае сущность идеи не должна быть раскрыта. Продажа ноу-хау, опять-таки,  предполагает особые приемы защиты  конфиденциальной информации и ознакомления с нею заинтересованных лиц.

Затронутые выше вопросы и проблемы нашли свое решение в проекте «Интегральная система защита интеллектуальных прав», представленном на данном сайте.  На сайте возможна регистрация идей на различной стадии развития, проект предусматривает патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В ряде случаев возможно патентование бизнес- и организационных решений.



Источник: http://www.a-priority.ru/Priority/11Priority/art_1.html
Категория: Примеры грамотного подхода | Добавил: knowhow (05.02.2011)
Просмотров: 2198 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz